http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

О «Декоративном искусстве», или Как Российский фонд культуры поддерживает периодические издания

Первые печатные газеты вышли в Китае. Уже в VIII веке благодаря им можно было ознакомится с указом императора или последними новостями. Изготавливалась такая газета при помощи доски, на которой вырезали иероглифы и покрывали их тушью, а потом делали оттиск на бумаге.


Родоначальником же современных газет считаются римские свитки, которые переписывались от руки и носили название «Ежедневные дела римского народа». Появились они во времена правления Юлия Цезаря. На Руси первая печатная газета «Ведомости» вышла в 1703 году, один из экземпляров которой сохранилась до наших дней. Во времена Петра I газеты стали доступны простому народу. Император даже сам часто участвовал в подготовке выпуска: писал или отбирал важные новости и редактировал статьи. Пик популярности газет пришёлся на XIX – XX века.


Помните фразу из кинофильма Владимира Валентиновича Меньшова «Москва слезам не верит», которую произносит герой Юрия Васильева, что со временем не будет ни книг, ни кино, ни театра, ни газет, а будет одно сплошное телевидение? Как хорошо, что слова не оказались пророческими. Несмотря на то, что с появлением Интернета интерес к печатным изданиям снизился, полностью газеты и журналы не ушли из нашей жизни. В Европе, например, до сих пор существует целый ритуал – начинать утро с чашки кофе и чтения свежей прессы.


Первая печатная газета на Руси


Каждый год Российский фонд культуры проводит Конкурс по поддержке специализированных печатных изданий в области культуры и искусства, чтобы сохранить отечественную периодику. В разные годы победителями Конкурса становились «Литературная газета», одна из старейших газет России, которая издаётся с 1929 года, журнал о театре и людях театра «Театрал», уникальное издание «Изобразительное искусство», которое выпускается при Академии художеств, «Сцена», «Живая старина», «Южно-российский музыкальный альманах», «Вопросы литературы», «Вопросы театра» и многие-многие другие.


Одним из таких интереснейших изданий является журнал «Декоративное искусство». В 2022 году, когда издание отмечало своё 65-летие, был выпущен юбилейный номер, основной темой которого стала история СССР с точки зрения формата журнала. Выпуск разделили на главы и назвали их «Искренний оптимизм» 1920-х, «Тотальный оптимизм» 1930-х, «Военный оптимизм» 1940-х, «Тёплый оптимизм» 1950-х – 1960-х. Понятие оптимизм, подкрашенное разными эпитетами, отражает настроение любого периода жизни в СССР. Обложка журнала отвечает «Переходному оптимизму» 1990-х.


Про историю «Декоративного искусства» можно снимать сериал или изучать историю, ведь в нём отразились все периоды жизни советской интеллигенции начиная с конца 1950-х. Журнал образовался через год после наступления «оттепели». Это был один из самых популярных профессиональных журналов – его любили и читали не только люди искусства, но даже студенты и домохозяйки.


Изначально журнал был посвящён декоративно-прикладному искусству, но почти сразу круг тем расширился.


В 1961 году в журнале была опубликована статья, где впервые в СССР напечатали иностранное слово «design» на русском языке. В редакции долго спорили, как это слово произнести на родном языке, и выбрали «дизайн», а ведь был вариант писать через букву «е». С тех пор вместо оформителей стали появляться дизайнеры в разных сферах. Были дизайнеры бытовых предметов, мебели, промышленных станков, автомобилей и даже самолётов.


Юбилейный номер журнала, посвящённый СССР


Несмотря на это в журнале не забывали рассказывать о тех, кто работал с керамикой, деревом, металлом. Также печатались профессиональные материалы о плакатах, афишах, шрифтах.


Журнал был популярен у советских женщин, так как в нём публиковались первые статьи о моде, давались рекомендации по дизайну квартиры и печатались руководства по вышивке.


В 60-е годы начали появляться статьи о работе западных художников декоративного жанра об оформлении городов, о дизайне зарубежных товаров. Это давало толчок и для советского производства. Архитекторы и художники стали придумывать варианты мебели, обоев, световых домашних и уличных приборов, ландшафты городской среды – парки, бульвары, зоны отдыха, отделку жилых домов и административных зданий.


Здесь впервые публиковались статьи о легковых машинах Fiat, с которых потом началось производство уже советских жигулей. Журнал старался опережать время и задавать моду во многих сферах жизни и искусства. И сегодня, спустя более полувека после выхода первого издания, цели не изменились – авторы по-прежнему пишут о декоративном искусстве и стараются следовать тенденциям, развивать их и даже опережать. А Российский фонд культуры им в этом помогает.