http://www.w3.org/1999/xlink http://www.w3.org/1999/xlink

Премьера спектакля «Толстой. Дьявол»

На сцене передвижного камерного музыкального театра «Живой театр» состоялась премьера драматического спектакля-расследования в одном акте «Толстой. Дьявол», созданного по мотивам повести Л.Н. Толстого «Дьявол».


Работа над непростой и глубокой историей «Дьявола» началась ещё в 2019 году. Тогда команда театра представила эскиз будущего спектакля. Теперь спустя три года «Толстой. Дьявол» стал первой драматической постановкой для взрослого зрителя. 


На закате жизни писатель работал над разножанровыми произведениями, связанными общей темой – взаимоотношения мужчины и женщины. В 1889 году он приступил к созданию повести «Дьявол», с которой связаны подробности как личной жизни самого автора, так и реальные истории того времени. В своём произведении Лев Николаевич поднимает темы семьи, верности, одиночества и внутреннего мира человека.


«Наш театр известен яркими музыкальными спектаклями для детей, – рассказывает художественный руководитель «Живого театра» Александр Пантыкин. – За последние 4 года мы выпустили 9 спектаклей для юных зрителей. Сегодня наша цель – сделать театр интересным не только для детей, но и для взрослых, поэтому мы решились на этот камерный драматический эксперимент».



Сюжет спектакля «Толстой. Дьявол» тоже основан на событиях, связанных с биографией Толстого. На сцене «Живого театра» зрители увидели историю жизни Евгения Иртенева, знатного дворянина с высокими моральными идеалами, но который не в силах обуздать свою страсть к молодой крестьянке.


Но если в своей повести Л.Н. Толстой рассуждает о разрушении человека и его души, то режиссёр спектакля Сергей Пантыкин говорит не о гибели телесной и духовной жизни человека, а об освобождении внутренних конфликтов и безумия. Режиссёр Сергей Пантыкин определяет жанр спектакля как «расследование».


«Толстой, в первую очередь, наталкивает читателя на поиск своего собственного правильного пути, – продолжает Сергей Пантыкин. – Часто, чтобы найти правильный ответ, мы анализируем свой внутренний мир и причинно-следственные связи. Отсюда и два главных героя спектакля. Два «сыщика» – Он и Она. Они символизируют мужское и женское начало. История происходит в нескольких плоскостях – настоящее, прошлое и будущее. И часто эти пласты между собой соприкасаются, происходит параллельное действие. Собственно, как и человек может поддаться воспоминаниям и «улететь» в прошлое, параллельно оставаясь в настоящем».



В сценографии спектакля преобладает минимализм. Авторы спектакля делают акцент на чувствах и эмоциях персонажей, обнажают их. В малоизвестном произведении классика русской литературы открывается истинная ценность семьи, уверены создатели. Спектакль показывает, насколько хрупок и сложен внутренний мир человека, что внешняя оболочка не всегда отображает то, что внутри.



Главная музыкальная тема спектакля напоминает жужжание мухи, неприятный и отталкивающий звук, как будто что-то звенит в голове у главного героя, тем самым усложняя его жизнь и надавливая на его больные места. Автором инсценировки и музыки, а также режиссёром спектакля «Толстой. Дьявол» выступил Сергей Пантыкин. Сценография создана художником-постановщиком Евгением Банных, костюмы – Марией Масловской.


Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках Конкурса по поддержке молодой режиссуры.

Фото: Н. Зверева/пресс-служба «Живого театра»