«Погружение» Дмитрия Бикбаева
Проект реализован при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Грант предоставлен ООГО «Российский фонд культуры» в рамках Конкурса по поддержке частных театров. Как пьеса с одноимённым названием попала в руки к Дмитрию и почему он решил ставить именно этот спектакль – в эксклюзивном интервью режиссёра Российскому фонду культуры.
Дмитрий, как пьеса молодого драматурга Андрея Горбатого младшего «Погружение» попала к вам в руки?
Я очень люблю классику и отношусь к ней бережно. Мечтаю ставить её когда-нибудь, но сейчас я являюсь руководителем Открытого театрального пространства «Арт-платформа» в Новом Манеже. Это очень специфическая площадка с определенными инфраструктурными условиями. Для себя я решил, что те проекты, которые создаются здесь, должны быть максимально оригинальными. Расскажу, как рождается спектакль. Я всегда разговариваю со своими артистами. Спрашиваю, о чём бы они хотели поговорить со зрителем. Они накидывают разные варианты, и с этим я уже иду к автору. Автор у меня замечательный – Андрей Горбатый младший. Мы с ним когда-то нашли друг друга, и я этому безумно рад. Это прекрасно, когда есть человек, которые тебя чувствует и понимает. Пусть он и живёт в другом городе, в Санкт-Петербурге. Когда мы адаптировали для сцены его пьесу «Погружение», то я ездил к нему в Петербург. Мы сидели на кухне и обсуждали, какой должна быть героиня.
Режиссёр Дмитрий Бикбаев
Многие режиссёры сегодня сталкиваются с плохими сценариями. У вас было такое?
Я держусь за своего автора. Мы с ним сделали уже три проекта. Мне очень повезло с ним. Не так давно мне предложили поставить музыкальное шоу. Я прочитал синопсис и сказал «нет». Один из первых моих сценариев «Мне не больно», про закулисье балетного мира, был написан с огромным количеством ошибок с точки зрения драматургической конструкции. Первое время я сам писал пьесы, но отказался от этой затеи. Повторюсь – должен быть талант.
![Спектакль «Погружение», реж. Д.Бикбаев](https://sun9-7.userapi.com/impg/YfKOuymoWG_Q4Nmd4OOkV7cewu9_iIMjcFfNpA/cMTmORZITfA.jpg?size=807x538&quality=95&sign=99ab560528cd13a55cd02c7eb989a1c8&type=album)
Вы нашли только своего сценариста, или вся ваша команда состоит из ваших людей?
У меня есть художник-постановщик Анна Горбас. Я её очень люблю, ценю, берегу. Но когда мы только начинали работать, я всё контролировал и относился к ней с недоверием. Она в какой-то момент очень злилась на меня: «Дмитрий, мне нужно ваше доверие!» Сейчас, конечно, полное взаимопонимание. В «Погружении» все наши задумки Анна смогла вписать в архитектуру Нового Манежа. И когда зритель только заходит в фойе, то он сразу погружается в действо. Анна Горбас, Андрей Горбатый младший – вот с ними мы идём рука об руку. Своего композитора я пока не нашёл. Вынужден сейчас сам ковыряться в музыке. Вдруг какой-то композитор прочитает это интервью. Я вас очень ищу, обращайтесь. (Улыбается.) Я считаю, что каждый человек в команде должен заниматься своим делом максимально ответственно и хорошо.
О чём спектакль?
Сначала скажу, что очень люблю эту постановку. То, что получилось создать такой спектакль, это, конечно, большая победа всей нашей команды. И огромная благодарность Российскому фонду культуры, который поддержал наш частный театр. Без этой поддержки мы бы не выпустили нашу первую премьеру. Главная героиня спектакля приезжает в Москву из маленького городка. Она хочет многого добиться в своей жизни, но, к сожалению, выбирает не совсем правильный путь. Сначала мы видим её хрупкой, ранимой, очень незащищённой, а потом обстоятельства, с которыми она сталкивается внутри нашей пьесы, вынуждают её стать совершенно другим человеком. Человеком агрессивным. Человеком, который идёт по головам. Она становится подлинным пожирателем других душ.
![Спектакль «Погружение», реж. Д.Бикбаев](https://sun9-65.userapi.com/impg/hWYvyspwXD3QT3DfbAbknvsAfTh325RhPGBDxg/zRsHSCXH95E.jpg?size=807x538&quality=95&sign=ad627ca5109f147c885daa95a3847607&type=album)
В чём заключается основной посыл спектакля?
Как мне кажется, женщина должна быть женщиной, мужчина должен оставаться мужчиной. Когда люди пытаются принять не свою ролевую модель – мужчины становятся инфантильными, а женщины вынуждено становятся кормильцами – это не может привести к истинной гармонии. И нашу героиню это тоже не приводит ни к чему хорошему. Она принципиально хотела победить главного героя, хотела отомстить ему за обиды. И когда она добивается этого результата, главный герой погибает, она примеряет на себя образ победителя, который в финале приводит её к порогу безумия.
Были прослушивания, или всех актёров вы утвердили без проб?
Прослушивания были. Мы всегда так делаем, чтобы молодые ребята могли прийти и попробовать свои силы. Но актёров на главные роли мужчины и женщины я утвердил без проб. Это Максим Дахненко, заслуженный артист России. Яркий драматический актёр, которого очень любит публика. Во МХАТе Горького он играет много больших ролей. И я очень благодарен, что он согласился играть в нашем спектакле. А Катя Рокотова – вообще мой преданный боец. Мы с ней уже прошли такое количество испытаний! Сделали много проектов. И она всегда помогала мне, поддерживала. По сути, мы придумывали этот спектакль под неё. Екатерина – человек с очень интересной биографией. Со сложной, непростой судьбой. И, конечно, всё это нашло отражение в спектакле.
![Спектакль «Погружение», реж. Д.Бикбаев](https://sun9-50.userapi.com/impg/N4vSBMJlMQQAG7n-XS3_o4LsZDYLvaA2ksBI4g/N4PeuDZizo0.jpg?size=807x538&quality=95&sign=34ea07f1f7c4ae7b019b77b1d892cd46&type=album)
Вы разносторонняя личность. Играете в театре, преподаёте, пишите книги, занимаетесь благотворительностью. Где берёте силы, чтобы ни одно из направлений не пострадало?
Исполнительскими делами я занимаюсь уже в меньшей степени. На сцене не играю. Пожертвовал этим направлением деятельности. Но намеренно. С детства я хотел стать режиссёром. Просто не осознавал это. Сейчас уже, оглядываясь назад, я понимаю это. Даже в детском саду, когда я приходил в группу, то придумывал всем роли, а потом режиссировал. Когда попал в театр, понял, что театр – это моё. Но я не мог в 15 лет (Прим.: Д. Бикбаев в 15 лет поступил в ГИТИС) сразу пойти на режиссёрский факультет. Не было насмотренности, начитанности. Поэтому поступил на актёрский. Этому периоду своей жизни бесконечно благодарен. Это бесценный опыт для любого режиссёра, на мой взгляд.
![Спектакль «Погружение», реж. Д.Бикбаев](https://sun9-72.userapi.com/impg/ULtRkYJV1nf3gKlKsGilcXsUo-Hzs_7Rt4dlRg/hA4SjujpjtU.jpg?size=807x538&quality=95&sign=c2a0dc15736aa845413babc2837005fc&type=album)
Вы добились своего, стали режиссёром. Сейчас о чём мечтаете?
Мечтаю, чтобы в моей жизни появился управленец. (Улыбается.) Почему-то судьба пока не даёт мне такой возможности. Я вынужден сам управлять всеми процессами. А это очень сложно. С одной стороны, как режиссёр, я очень хочу, чтобы внезапно на сцене появился стул. Но в этот же момент я, как директор, думаю: «Его нужно найти, закупить, поставить на баланс. А где я его буду хранить?» И потом думаю, а нужен ли мне стул? Это очень неприятный внутренний конфликт.
В чём вы видите свою миссию как режиссёра?
Приходя в театр, люди открывают свою душу. И то зерно, которое мы туда закладываем, должно быть точно отобранным. Я чувствую эту ответственность перед зрительным залом. Мне хочется, чтобы зрители уходили со спектакля с возможностью поразмышлять над своей жизнью. Чтобы они подумали, а как бы они поступили в этой ситуации. Это я делаю на уровне своего понимания. Конечно, через 5 лет я сделаю по-другому. Даже сейчас, смотря «Погружение», порываюсь что-то поменять. Но уже не буду ничего менять. В тот период жизни я думал именно так. Не хочу быть тем художником. (Улыбается.) Илья Ефимович Репин приходил в Третьяковскую галерею, где уже висели его работы, и пытался что-то дописать. И Павел Третьяков, ещё будучи живым, запретил ему приходить в галерею. А у Фёдора Михайловича Достоевского, например, не было возможности что-то переписывать. Для него главным было сдать материал побыстрее, чтобы ему заплатили деньги. И он выдавал произведения. Какие-то любил в большей степени, какие-то – в меньшей. Режиссёр – это тоже самое. Сказал, как чувствовал. А если понимаешь, что ты уже вырос, или перерос что-то, то тогда скажи это в новом спектакле.
![Спектакль «Погружение», реж. Д.Бикбаев](https://sun9-80.userapi.com/impg/JxTu6j-30mAR4efBzehZzTUGTaE_1HwCQiahCA/RFtW4y9uSfs.jpg?size=807x537&quality=95&sign=af489a0805551a4ca14d82b856e08f61&type=album)
Что для вас в жизни является важным и главным?
Здоровье моих близких, потому что у меня осталась только мама. И я очень переживаю за её здоровье. И своё тоже. Чтобы оно не пошатнулось, учитывая напряжённый график работы. Мне врачи уже говорят: «Вам нужно меньше нервничать». Три года я не был в отпуске. И, боюсь, что в этом году тоже не поеду. Ещё очень хочется уйти от проектного существования. Хочется определённой стабильности. Чтобы это было постоянное, непрерывное, театральное производство.
![Спектакль «Погружение», реж. Д.Бикбаев](https://sun9-12.userapi.com/impg/VLImnRjnmNVq4XK48t3ZKnzXoAxTg-Qaosl3uw/E17GNsi4ay0.jpg?size=807x538&quality=95&sign=91bfdf066ba252a81a92e4375006fe21&type=album)
При таком бешеном графике хватает ли времени на личную жизнь?
Я очень мало сплю. Бегаю каждое утро уже на протяжении года по шесть километров. Зима, снег, дождь. Вот сегодня был дождь, а я всё равно побежал. Зимой встаю где-то в 6:00, летом – в 5:30. Без будильника. Это помогает мне и подумать, и сконцентрироваться. Я стараюсь ходить в театры. Иногда получается 2 раза в неделю. Это моё хобби. Я очень люблю театр. Бывают такие дни, когда кажется, что нет энергии, хочется махнуть на всё рукой, а потом приходишь в храм искусства, и настроение меняется.
Приходишь, смотришь потрясающую постановку. Смотришь на талантливых артистов и думаешь: «Нет-нет. Встану завтра, побегу и тоже что-то сделаю». Пожалуй, и всё. Возраст такой, 35 лет. Сейчас я очень сконцентрирован на карьере, на достижении успехов, на том, чтобы возникло признание внутри отрасли. Это важно. И все, кто говорит, что ему всё равно, что скажут окружающие люди, конечно, лукавят в этот момент. Все мы творим не для себя, не в стол. Мы творим для людей. Сейчас я хочу создавать хорошие спектакли. Вся моя энергия и силы уходят на это.
Спасибо!
Фото: Открытое театральное пространство «Арт-платформа»