Интервью с режиссёром спектакля «Принц в корзине»
«Принц в корзине» – так называется спектакль молодого и амбициозного режиссёра из Санкт-Петербурга Владислава Тутака. Проект стал победителем Конкурса Российского фонда культуры по поддержке современной драматургии.
Придумывая историю о конфликте отцов и детей, режиссёр Владислав Тутак опирался на собственный опыт взросления: герой-подросток увлечён театром и проводит всё свободное время с «куколками», а отец – успешный баскетболист мечтает, чтобы сын стал спортсменом.
Владислав, спектакль «Принц в корзине» заявлен как автобиография…
В начале нашего с вами разговора хочу от своего имени и от лица независимого «Театрального проекта 27» поблагодарить Российский фонд культуры, который поддержал нас и дал возможность поставить этот спектакль. Мы обозначили жанр как «почти автобиографическая легенда» и здесь очень важны два слова: «почти» и «легенда». В основу спектакля легли истории из моей жизни. Я рассказал их драматургу Клаве Ильиной, а она уже занялась сценической редакцией и написала пьесу. Важно сказать, что некоторые истории всё же дописаны, и это – «почти», а «легенда» – это моё желание не делать социально-бытовую историю на кухне в «хрущёвке», а перевести её в другой масштаб – более метафоричный и гротескный. Ведь проблематика спектакля – архетипичная, а значит – знакома многим людям.
Когда вы поняли, что хотите связать свою жизнь с театром?
Самые первые и яркие воспоминания о театре связаны с мультфильмом «Буратино», который я смотрел много раз. Особенно мне запомнились Пьеро и Арлекин, которые дают представление в Театре Карабаса-Барабаса. Их образы, даже не сам мультик, как-то запечатлелись и стали своеобразным вектором. Тогда я не знал, что Пьеро и Арлекин – театральные маски. Другой момент, благодаря которому я полюбил театр, – мамина страсть к рукоделию.
В отличие от папы, она всегда любила делать что-то руками. Однажды ей попалась книга с чертежами домашнего кукольного театра. Мы повесили ширму, и я начал давать представления. Первые куклы тоже шила мама. В третьем классе при нашей школе появилась театральная студия, куда я сразу записался. А в старших классах у нас была учительница литературы, которая однажды буквально взяла меня за руку и отвела в драмкружок. Тогда я ненадолго забыл о кукольном театре. В десятом классе директор школы выделил мне небольшой кабинет, где у меня размещался небольшой кукольный театр. Спектакль там я так и не сделал, но зато было место для репетиций. Ещё я всегда любил рисовать, писать. Даже сохранились почти готовые инсценировки – я был очень удивлён, обнаружив их недавно на своём компьютере.
Ваш папа – баскетболист, который хотел и вам спортивного будущего. Как мотивировал вас, чтобы и вы выбрали баскетбол своей профессией?
Папа профессионально занимался баскетболом, за свою спортивную карьеру он объездил весь мир. Я с детства увлекался разными видами спорта: лёгкой атлетикой, плаванием, бадминтоном, скейтом, но только не баскетболом. Отцу было важно, чтобы у меня были какие-то спортивные достижения, пусть и не в баскетболе. Кстати, у меня III взрослый спортивный разряд по плаванию – специально для папиных друзей. Они бесконечно рассказывали про медали и спортивные победы своих детей, а мой папа мог только рассказать о том, как я хожу в театральную студию. Поэтому мы пытались пробовать разное, хотя театр всегда, так или иначе, побеждал. В спектакле «Принц в корзине» мы остановились только на теме баскетбола, в реальности же было гораздо больше разных видов спорта, в которых я искал себя.
Обычно родители-актёры или спортсмены не хотят такого же будущего своим детям, потому что знают, какой это труд. И предоставляют детям выбор. Вам предоставили такой выбор?
Многие родители, если они успешны в своём деле, хотят, чтобы дети шли по их стопам. Я не могу сказать, что меня как-то ограничивали в выборе. Я всегда имел поддержку от мамы и бабушки, но папа таких эмоций не разделял. Он не верил в меня. Идея театрального будущего вгоняла его в депрессию. И, разумеется, это всё бушевало внутри и никак не проговаривалось, не выливалось в открытый конфликт. От этого становилось ещё хуже. В нашем спектакле показаны все эти скрытые эмоции.
Как вы смогли убедить вашего отца, что театр – это призвание? И что ваш папа говорит сейчас, видя ваши успехи?
Я никак не пытался убедить папу, что театр – призвание. Убедить можно только своей собственной верой и твёрдостью на пути, который ты выбрал. Я постоянно находился в этом мире. Даже будучи физически в школе на уроках, мыслями я был на репетициях. И я думаю, эта большая вера вывела меня на правильную дорогу. Сейчас папа меня полностью поддерживает. Он увидел, что всё было не просто так, что всё возможно. Многое в отношениях изменилось, когда появились первые театральные достижения – совсем как спортивные регалии, которых папа так хотел.
Про вас пишут, что вы – один из самых талантливых учеников Руслана Кудашова. Вам это льстит? Не боитесь, что ранняя слава и признание могут сыграть не в вашу пользу?
Ну, пишут и пишут, пусть пишут. Не нужно обращать на это внимание. Приятно, когда хвалят, это даёт какие-то силы, неприятно, когда ругают –всё как у всех людей. Но постоянно думать о критике и признании – это мешает работе. Поэтому надо просто работать, быть в процессе. Всё остальное – приходящее и уходящее.
Как родителям найти баланс в воспитании ребёнка, чтобы вырастить из него человека думающего, умеющего принимать самостоятельные решения?
Когда говоришь ребёнку «делай, что хочешь», нельзя забывать о посыле. В любом случае нужна поддержка. Важно быть в диалоге, в связке. Если не будет этой связи, то подросток растеряется, потеряется и может совершить непоправимые ошибки. Созидательная поддержка очень нужна. Пусть никто на свете точно не знает, как надо правильно жить, но цель спектакля «Принц в корзине» не в этом, а просто в том, чтобы быть рядом, утешить, сказать доброе слово. Наладить общение и понять друг друга до конца – это по-настоящему сложно. Спектакль, в некотором смысле, нужен именно для того, чтобы после его просмотра родители и дети могли пообщаться на важные темы, поискать вместе ответы, найти общий язык. На сцене мы можем только затронуть ту или иную тему, дальнейшее пространство разговора – в руках зрителей.
Владислав, как вы выбирали актёров на роль Короля-Отца и на роль Королевы-Матери? Как не ошибиться при выборе актёров, ведь разные артисты сыграют по-разному один и тот же сценарий. В итоге спектакль тоже будет другим.
Я не сторонник кастингов. Мне нравится работать с артистами, которые есть в труппе. Это всегда интересный опыт. Но в этом конкретном случае я давно для себя понял, каких артистов я хочу видеть. Когда Клава написала пьесу, мы сразу передали её Михаилу Ложкину. Я очень хорошо знаю Мишу, это гениальный артист. И у меня не было сомнений, что он сразу поймёт о чём спектакль. С Любовью Яковлевой, которая играет Королеву-Мать, была немного другая история. Мы уже работали вместе, и я восхищаюсь ею. Мне очень близки её пробы в сторону гротескного существования, при этом она всегда очень органична. Она чрезвычайно серьёзно относится к работе, у неё хорошая актёрская база.
Чем вы руководствовались при выборе Валерии Ледовских на главную роль – Принца-Сына? Надеюсь, что не тем, что сейчас мало талантливых молодых людей…
Валерию Ледовских, которая исполняет роль Принца, я увидел в спектакле Романа Габриа «Холден» в театре «Суббота». Там она играет одного из Холденов. Процесс поиска был очень непростым, но когда я стал общаться с ней лично, то обратил внимание на какой-то подростковый вызов, юную бунтарскую энергию. И это было определяющим моментом. Понятно, что вокруг много других молодых артистов, но тут было важно именно ощущение тинейджерского отношения к миру, открытость, любопытство. Поэтому выбор девушки на роль Принца обусловлен исключительно такими соображениями. История театра сама по себе имеет давнюю традицию перевоплощения полов. В театре есть амплуа «травести» – это молодые девушки, которые могут исполнять роли мальчиков и подростков.
Спектакль родился в Санкт-Петербурге. С какими трудностями вы сталкиваетесь, выходя на привередливого, искушённого московского зрителя, которого, казалось бы, сложно удивить? Как принимают спектакль в столице и в других городах, где вы уже успели побывать с гастролями?
Спектакль «Принц в корзине» родился в Петербурге, и подготовительный процесс тоже шёл там, но репетиции и выпуск спектакля прошли в «Арт-Платформе» в Москве. Я убеждён, что настоящее сочинение спектакля происходит не дома наедине с собой, а на площадке с командой – здесь и сейчас. Всегда сложно начать выстраивать диалог с артистами, но это не зависит от площадки или города. Были некоторые временные ограничения, какие-то объективные условия. И по поводу публики, я также не могу сказать, что заметил какую-то большую разницу. Я уверен, что если спектакль сложился, если в нём есть что-то важное и настоящее, то он произведёт эффект вне зависимости от географии. С некоторой тревогой мы ехали на гастроли в Киров. Я переживал, что для людей, живущих в другом ритме, темы могут быть слишком радикальными. Но, как ни странно, спектакль понравился, и отклик был невероятным.
Спасибо!
Фото: Российский фонд культуры, пресс-служба Театрального проекта 27